Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования

В соответствии с графиком проведения диагностических работ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области №02/2666 от 27.10.2023 г., в регионе организован мониторинг по выполнению диагностических работ по функциональной грамотности обучающимися 8-х и 9-х классов в общеобразовательных организациях Челябинской области.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Цель проведения диагностических работ – ознакомление обучающихся с заданиями, направленными на формирование функциональной грамотности, а также активизация работы в электронном банке заданий Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/), являющейся цифровым сервисом для формирования и развития функциональной грамотности.

Обучающимся предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, отражающие умение ученика пользоваться полученными в школе знаниями в реальной жизни, находить оптимальные способы решения тех или иных проблемных ситуаций.

Основной идеей проведения диагностики функциональной грамотности стало повышение качества и конкурентоспособности российского образования. Главной задачей является разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для обучающихся 8-9 классов.

Методическое сопровождение проведения диагностических работ по функциональной грамотности осуществляется отделом интерпретации и анализа результатов оценки качества образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования». В целях организации проведения в общеобразовательных организациях Челябинской области диагностики функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-х классов в 2023/2024 учебном году был составлен график проведения диагностических работ и определены сроки и место в учебном процессе: в рамках расписания занятий внеурочной деятельности в соответствии с федеральным графиком.

В мониторинге приняли участие 706 общеобразовательных организаций Челябинской области из всех 43 муниципалитетов. Диагностическая работа проводилась в онлайн формате на портале «Российская электронная школа».

23 октября – 18 ноября 2023 года состоялся первый этап по проведению и оценке диагностических работ по читательской грамотности в 8-х классах и по математической грамотности в 9-х классах.

Во втором этапе (20 ноября – 9 декабря 2023 года) обучающиеся 8-х классов приняли участие в диагностике по математической грамотности, а обучающиеся 9-х классов выполняли диагностическую работу по естественнонаучной грамотности.

Результаты первого и второго этапов мониторинга функциональной грамотности уже доступны в личных кабинетах общеобразовательных организаций на портале «Российская электронная школа».

Сегодня, 11 декабря, начался третий этап, который будет продолжаться по 26 декабря 2023 года: обучающиеся 8-х и 9-х классов выполняют диагностические работы по естественнонаучной и читательской грамотности соответственно.

Указанные сроки проведения диагностики обучающихся 8-9 классов включают в себя все процедуры в рамках диагностических работ: выполнение работ обучающимися и проверку работ учителями.

Результаты диагностических работ могут быть использованы для организации работы с учащимися по повышению осознанности и мотивации к обучению, а также актуализации работы педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности обучающихся.