Единая система оценки качества образования

Единая система оценки качества образования

В настоящее время в Российской Федерации сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.

ЕСОКО на уровне Российской Федерации дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям — получать информацию о качестве знаний своих детей.

Можно выделить пять базовых принципов построения ЕСОКО:

  • оценка как составная часть учебного процесса; оценка качества обучения и знаний школьников представляет собой составную часть учебного процесса, поскольку очень важна обратная связь;
  • объективность оценки; в случае получения необъективных данных невозможно оперативно принимать эффективные управленческие решения;
  • оценка того, чему учили; важным вопросом является проводимая сейчас Минпросвещения России работа по разработке ядра содержания образования и корректировке образовательных программ;
  • формат оценки влияет на содержание образования, поэтому совершенствование измерительных материалов происходит исходя из необходимости предоставления обучающимся возможности наиболее полно раскрыть свои способности. Современные выпускники российской школы должны уметь работать с информацией, представленной в различных формах, решать различные задачи практического содержания, развернуто излагать свои мысли, вести дискуссию и аргументировать своё мнение;
  • оценка как стимулирование развития, результаты должны использоваться только для стимулирования развития образования, разработке актуальных программ повышения квалификации педагогов, недопустимо использование результатов для принятия административных решений для наказания педагогов.

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур:

первая важная процедура ЕСОКО – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который с 2009 года является обязательным для всех выпускников школ;

вторая важная процедура ЕСОКО – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

Кроме того, Россия принимает участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.

Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.

В Российской Федерации национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР) и Международные сопоставительные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, PIAAC) проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).