Мониторинг состояния функциональной грамотности
Мониторинг состояния функциональной грамотности
Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Цель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся
Задачи проекта
- Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.
- Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы, включающих в себя:
- открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
- методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
- методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
- Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.
- Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.
Заказчик – Министерство просвещения Российской Федерации
Разработчики:
Специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение», учителя общеобразовательных организаций.
Руководитель проекта - Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н.
Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA[1] (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся, для которых предназначены задания мониторинга, но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.
В перспективе:
- Разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности: для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности
- Разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности
- Разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.
Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.
Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.
«Нормативные документы»
- Приказ Министерства образования и науки от 20.09.2021 №01/2413 «Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Челябинской области на 2021/2022 учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки от 23.09.2021 №01/2452 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Челябинской области на 2021/2022 учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки от 07.10.2021 №01/2544 «Об участии образовательных организаций Челябинской области в апробации заданий по функциональной грамотности в 2021 году» (
- Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» от 29.09.2021 №01-09/302
- Письмо ГБУ ДПО РЦОКИО от 07.10.2021 №1607 «Об участии в мероприятии по проведению апробации заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 6-10 классов»
- Приложение 4 к письму ГБУ ДПО РЦОКИО от 07.10.2021 №1607 «Руководство для учителя по участию в апробации заданий функциональной грамотности»