Оценка качества дошкольного образования

Оценка качества дошкольного образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования.

Система оценки качества дошкольного образования – это информационно-аналитическая основа управления качеством образования на всех уровнях: региональном, муниципальном, на уровне образовательной организации дошкольного образования.

Цели системы оценки качества дошкольного образования:

1) установить соответствие качества дошкольного образования:

  • требованиям ФГОС ДО;
  • потребностям участников образовательных отношений;

2) выработать единый общий подход к пониманию качества дошкольного образования для обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования (образовательных организаций, органов управления образованием, организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования, и др.), направленной на реализацию права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования.

  

>>>ИССЛЕДОВАНИЯ<<<

  1. Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования (организатор - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).

Исследование проводилось с использованием международного инструмента «Шкалы комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R». Авторы Шкал соотносят оценку качества дошкольного образования с образовательной деятельностью и условиями её реализации, которые являются составляющими понятия «образовательная среда», основное внимание уделяя потребностям детей и способам удовлетворения этих потребностей.

9 ДОО города Челябинска и Магнитогорска приняли участие в этом исследовании.

Результаты исследования качества дошкольного образования за 2016-2018 гг. размещены на сайте ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»: https://fioco.ru/results_niko

  1. Инструментарий оценки качества дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет (разработчик - Федеральный институт развития образования РАНХиГС по заданию Министерства просвещения Российской Федерации).

Цель инструментария оценки качества дошкольного образования – совершенствование подходов к оценке качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Предлагается организовывать и проводить оценку качества дошкольного образования методом педагогического наблюдения, результаты которого заносятся в унифицированные формы «Карты развития».

Преимущества предлагаемого инструментария в том, что он не относится к конкретной образовательной программе дошкольного образования и может быть встроен в любой образовательный процесс. По итогам сведения унифицированных форм «Карты развития» всех или выборки ДОО можно оценить качество дошкольного образования по населенному пункту или региону.

Все материалы инструментария оценки качества дошкольного образования представлены на сайте Федерального института развития образования РАНХиГС и находятся в свободном доступе для скачивания.

  1. Апробация проекта Концепции мониторинга качества дошкольного образования с целью создания эффективного инструментария мониторинга дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет (организатор - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).

Рособрнадзор при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Для создания системы мониторинга качества дошкольного образования, соответствующей требованиям ФГОС ДО, запланировано разработать новую Концепцию мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации (далее – Концепция МКДО), формирующую единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных систем мониторинга качества дошкольного образования, задающую условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации. В данной Концепции МКДО должны быть описаны модель системы и процедура проведения мониторинга, сформулированы показатели, характеризующие качество дошкольного образования и описаны индикаторы, позволяющие оценить данные показатели. Концепция МКДО должна учитывать требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и ФГОС ДО.

Также должны быть разработаны Методические рекомендации по использованию Концепции МКДО и инструментария МКДО, результатов мониторинга качества дошкольного образования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в том числе при реализации функций государственного надзора. Информация о МКДО Российской Федерации размещена на сайте АНО ДПО «Национальный институт качества образования»

В 2019 году в 10 дошкольных учреждениях Челябинской области началась апробация Концепции МКДО.

 

>>>МЕРОПРИЯТИЯ<<<

  • Семинары на тему содержания и применения инструментария оценки качества дошкольного образования (в форме вебинаров) с 11 по 18 ноября 2019 года (Федеральный институт развития образования РАНХиГС): http://firo-nir.ru
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий» (г. Москва) 3-4 декабря 2019 года (Федеральный институт развития образования РАНХиГС): http://www.firo-nir.ru/index.php/konferentsiya.html

>>>НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ<<<

>>>МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ<<<