Модель образовательной агломерации

Модель образовательной агломерации

МОДЕЛЬ

образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования

(Челябинская область)

Целевой компонент

Цель:создание условий применения инновационных региональных механизмов сетевого межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития единой востребованной региональной системы оценки качества образования.

Стратегия: комплексное сопровождение инновационных региональных механизмов сетевого межмуниципального взаимодействия в решении актуальных вопросов развития систем оценки качества образования (региональной, муниципальных, институциональных).

Инновационные региональные механизмы сетевого межмуниципального взаимодействия:

  • механизм проектного управления
  • механизм организации межмуниципального взаимодействия
  • механизм концептуализации ключевых аспектов развития РСОКО

Направления комплексного сопровождения инновационных региональных механизмов сетевого межмуниципального взаимодействия:

  • организационное сопровождение;
  •  научно-методическое, включая повышение квалификации;
  •  информационное сопровождение

Содержательный компонент

Содержательная основа – совокупность региональных мероприятий (ежегодных – инвариантных, и специальных проектов – вариативных), обеспечивающих в соответствии с Концепцией РСОКО развитие региональной системы оценки качества образования на основе совместного использования комплекса ресурсов муниципальных образовательных систем (кадровых, организационных, нормативных, информационных, временных и др.) для эффективного управления качеством образования по результатам (на всех уровнях управления: региональном, муниципальном, институциональном).

Объекты:

  • РСОКО, МСОКО, ВСОКО;
  •  модельные распорядительные документы по процедурам оценки качества образования;
  • научно-методические продукты проектной деятельности;
  • официальные сайты и образовательные порталы

Субъекты:

  • Министерство образования и науки Челябинской области (организатор, заказчик, эксперт);
  • ГБУ ДПО РЦОКИО (региональный координатор);
  • ГБУ ДПО ЧИППКРО (эксперт);
  • МОУО (инициативный участник, заказчик, исполнитель, эксперт);
  • муниципальные команды (участники, исполнители);
  • межмуниципальные проектные группы (участники, исполнители, эксперты);
  • образовательные организации – региональные и федеральные инновационные площадки, участники региональных мероприятий в сфере оценки качества образования (участники, исполнители, эксперты, заказчики);
  • эксперты в сфере оценки качества образования (эксперты)

Инвариантные (ежегодные)региональные мероприятия в рамках межмуниципального взаимодействия в решении актуальных вопросов развития систем оценки качества образования:

  • съезд руководителей образовательных организаций Челябинской области;
  • сессия (форум) участников образовательной агломерации;
  • презентационный проект День образовательной агломерации;
  • региональный конкурс систем оценки качества образования;
  • региональный конкурс официальных сайтов;
  •  ежегодная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»;
  • тематические вопросы на заседаниях Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области

Вариативные мероприятия (специальные проекты) мероприятия в рамках межмуниципального взаимодействия:  

  • реализация проектов региональными рабочими группами (например, по разработке концепции информационной политики в системе образования);
  • реализация проектов межмуниципальными проектными группами (например, по разработке модельной МСОКО, по разработке модельных процедур оценки качества образования);
  • реализация проектов региональными и муниципальными инновационными площадками по вопросам оценки качества образования;
  • представление регионального опыта в научно-профессиональном сообществе (всероссийские конференции (внешние) по вопросам оценки качества, публикации в высокорейтинговых журналах, обмен опытом)
  • проекты в рамках федеральных грантов

Процессуальный компонент

Инновационные региональные механизмы сетевого межмуниципального взаимодействия

Процедуры, обеспечивающие реализацию механизмов

Инструменты, обеспечивающие результативность процедур

Механизм проектного управления

 

Планирование региональных целевых программ и проектов, комплекса мероприятий, показателей результативности и эффективности их реализации

Государственная программа «Развитие образования в Челябинской области»

Ведомственный проект «Формирование востребованной системы оценки качества образования»

Комплексное сопровождение (организационное,    научно-методическое, информационное) сопровождение реализации региональных целевых программ и проектов на основе сетевого межмуниципального взаимодействия

План работы Министерства образования и науки Челябинской области

Организационные структуры управления региональными целевыми программами и проектами

Мониторинг, публичное представление и профессионально-общественная экспертиза результатов реализации региональных целевых программ и проектов, оценка их результативности и эффективности

Региональные информационные системы

Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области (Образовательный портал Челябинской области)

Учебно-методическое объединение по общему образованию Челябинской области

 

Механизм организации межмуниципального взаимодействия

Включение МОУО в состав образовательной агломерации и регламентация их деятельности

Положение об образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования

Планирование работы муниципальных команд и межмуниципальных проектных групп

Дорожная карта межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования на текущий год

Организация и комплексное сопровождение работы муниципальных и межмуниципальных команд

Проектный договор между МОУО и ГБУ ДПО РЦОКИО – региональным координатором межмуниципального взаимодействия

Механизм концептуализации ключевых аспектов развития РСОКО

Презентация промежуточных и окончательных результатов межмуниципального взаимодействия, их профессионально-общественное обсуждение

Положение о презентационном проекте «День образовательной агломерации»

Виртуальная информационно-методическая площадка официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО

Образовательный портал Челябинской области

Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования

Экспертные материалы по оценке результативности систем оценки качества образования

Экспертные материалы по оценке результативности официальных сайтов в системе образования

Концептуализация эффективного опыта межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития единой востребованной региональной системы оценки качества образования

Концепция и программа ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»

Научно-методический журнал «Научно-методическое сопровождение систем оценки качества образования»

Научно-методические материалы

Внедрение эффективного опыта межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития единой востребованной региональной системы оценки качества образования

Концепция единой региональной информационной политики в системе образования

Методика «Оценка эффективности деятельности МОУО»

Обучение муниципальных команд по программам повышения квалификации Программы стажировок на базе МОУО – лидеров агломерации

Тьюторство

Результативный компонент

Ожидаемый результат:в системе образования Челябинской области к концу 2025 года (завершение действия государственной программы «Развитие образования в Челябинской области» и ведомственного проекта «Формирование востребованной системы оценки качества образования») будут созданы условия и обеспечено комплексное сопровождение (организационное,  научно-методическое, информационное) применения инновационных региональных механизмов сетевого межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития единой востребованной региональной системы оценки качества образования.

Показатели результативности:

  • доля муниципальных образований Челябинской области, в которых созданы и функционируют муниципальные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в общем количестве муниципальных образований Челябинской области, составит 100%;
  • доля муниципальных образований Челябинской области, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты в целях проведения внутримуниципального анализа и оценки качества образования, в общем количестве муниципальных образований Челябинской области, составит 100%;
  • доля органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, включенных в образовательную агломерацию, в общем их количестве, составит 75%;
  • доля органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, входящих в образовательную агломерацию, на базе которых были организованы и проведены региональные мероприятия в рамках межмуниципального взаимодействия, от общего количества органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, входящих в образовательную агломерацию, составит 100%;
  • доля специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, вовлечённых (в рамках межмуниципального взаимодействия) в разработку методических материалов (рекомендаций, кейсов и пр.), от общего количества участников муниципальных команд, составит 100%;
  • доля специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, включенных в состав муниципальных команд и межмуниципальных проектных групп, прошедших повышение квалификации по программам повышения квалификации, направленных на совершенствование компетентностей в сфере оценки качества образования, от общего количества участников муниципальных команд и межмуниципальных проектных групп, составит 75%;
  • доля методических материалов по актуальным вопросам развития систем оценки качества образования, разработанных (в рамках межмуниципального взаимодействия) участниками межмуниципальных проектных, от общего количества таких материалов, составит 75%;
  • доля методических материалов, продуктов реализации целевых региональных программ и проектов по актуальным вопросам развития систем оценки качества образования, разработанных (в рамках межмуниципального взаимодействия) участниками межмуниципальных проектных групп, прошедших профессионально-общественное обсуждение и/или экспертное оценивание, от общего количества таких материалов, составит 100%.

Эффекты реализации модели образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования:

  • интеграция и оптимальное использование ресурсов муниципальных образовательных систем в вопросах развития муниципальных и институциональных систем оценки качества в соответствии с изменениями региональной системы оценки качества образования;
  • эффективность функционирования муниципальных (и инситуциональных) систем оценки качества образования в рамках нормативно закрепленных полномочий;
  • распространение передового опыта развития МСОКО в муниципальных образовательных системах;
  • сформированность единого банка аналитических материалов, модельных вариантов управленческих решений, регламентов методических рекомендаций, обеспечивающих развитие систем оценки качества образования;
  • возможность применения разработанных в рамках образовательной агломерации на основе РСОКО универсальных механизмов, процедур и средств обеспечения оценки качества образования в муниципальных и институциональных системах оценки качества образования

МОДЕЛЬ

образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования

(Челябинская область)

Условия реализации модели

Организационные условия:

  • наличие организационной структуры управления образовательной агломерацией:

-организатор – Министерство образования и науки Челябинской области;

-координатор – Региональный центр оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО)

-руководители муниципальных команд: руководители межмуниципальных проектных групп

-участники муниципальных, межмуниципальных проектных групп

  • применение проектно-целевого управления в рамках межмуниципального взаимодействия

 

Информационные условия:

  • функционирование официального сайта Министерства образования и науки Челябинской области как комплексного образовательного портала
  • функционирование виртуальной информационно-методической площадки на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО как ресурса оперативного управления деятельностью образовательной агломерации;
  • внедрение Концепции региональной информационной политики как системы информационного взаимодействия субъектов межмуниципального взаимодействия

 

 

Методические условия:

  • разработанность программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетентностей различных категорий участников межмуниципального взаимодействия по актуальным направлениям развития систем оценки качества образования;
  • повышение квалификации участников муниципальных команд, межмуниципальных проектных групп, региональных экспертов, а также команд образовательных организаций по направлениям развития систем оценки качества образования;
  • сформированность и доступность применения типовых управленческих решений по результатам систем оценки качества образования