Вопрос-ответ

Какие рекомендации психолога можно предложить участникам ЕГЭ по организации внеурочной подготовки к ГИА на этапе завершения учебного года?

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Очень важно распределить силы и время, соблюсти их правильный баланс. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10–15­минутные перерывы после 40–50 минут занятий.

 

С чего нужно начинаться подготовку обучающихся 10-ых классов к ГИА в форме ЕГЭ?

Рекомендуем обратиться к сайту разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ – Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) www.fipi.ru. Нужно ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по предметам этого года.

 

Какой документ является основой для отбора вопросов содержания, которые будут проверяться на ЕГЭ?

Полный перечень вопросов и тем, которые могут контролироваться на ЕГЭ, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций.

 

Какие ресурсы ФИПИ рекомендованы для использования учителем – предметником?

Учителю – предметнику следует ознакомиться с методическими рекомендациями, подготовленными на основе анализа результатов прошлогоднего ЕГЭ, и рекомендациями для предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом, с открытым банком заданий ЕГЭ.

 

Назовите наиболее эффективные приемы организации занятий?

Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Такие тренировки время от времени полезны еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

 

Какие рекомендации по заучиванию материала можно предложить обучающимся?
Повторять рекомендуется сразу в течение 15–20 минут, через 8–9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15–20 минут до сна и утром, как говорится, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Какие советы участникам ЕГЭ может дать классный руководитель в день проведения экзамена?
Посоветуйте детям во время экзамена следовать некоторым правилам:

  • внимательно прослушать инструктаж;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл;
  • лучше выполнять задания в том порядке, в котором они даны;
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, для экономии времени нужно его пропустить и отметить, чтобы потом к нему вернуться;
  • если после выполнения всей работы останется время, можете вернуться к пропущенным заданиям;
  • если работа завершена раньше отведенного времени, не стоит торопиться сдать ее и покинуть ППЭ.

В каких случаях участникам ЕГЭ предоставляется право подать апелляцию:

Участникам ЕГЭ предоставляется право подать апелляцию:

  • о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по учебному предмету;
  • о несогласии с выставленными баллами.

Как настроить старшеклассника на экзамен?
Считается, что легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. ЕГЭ – лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых вам еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. Будьте уверены: каждому, кто добросовестно учился в школе, по силам сдать ЕГЭ.

Вправе ли организация дополнительного профессионального образования принимать на обучение по дополнительным профессиональным программам лиц, имеющих начальное профессиональное образование, полученное до вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным новым Федеральным законом. Начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Следовательно, лица, успешно закончившие учреждения начального профессионального образования и получившие соответствующие дипломы о начальном профессиональном образовании, считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и могут обучаться по дополнительным профессиональным программам по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Педагогические работники согласно п. 2 части 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обладают правом на повышение квалификации или профессиональную переподготовку не реже чем один раз в три года. Распространяется ли это право на руководящих работников образовательных организаций?
Исходя из части 2 ст. 46, статей 47, 48, 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководители образовательных организаций не относятся к категории должностей, занимаемых педагогическими работниками. Это правило подтверждается номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ, отдельные права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников, а именно:
право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения – для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Как видно из приведенных положений, в перечень трудовых прав и социальных гарантий руководителей не входит право на дополнительное профессиональное образование, предусмотренное для педагогических работников.
Вместе с тем отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ законодательство об образовании включает в себя как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Права и обязанности руководителей организаций в области трудовых отношений также определяются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274 Трудового кодекса РФ).
В трудовых отношениях с органами, осуществляющими функции учредителей образовательных организаций, руководитель является работником, следовательно, имеет право на дополнительное профессиональное образование согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Следует отметить, что согласно пп. 62 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том числе, организация дополнительного профессионального образования работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая руководителей таких учреждений. Аналогичная норма в отношении работников муниципальных учреждений содержится в п. 8.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, организация дополнительного профессионального образования для руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется их учредителями.

Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования?
Согласно ст. 73   Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).

В соответствии с ч. 4 ст. 60 нового Закона образцы документов о квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Означает ли это, что диплом о профессиональной переподготовке должен быть установленного Минобрнауки России образца?
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ к документам об образовании и (или) о квалификации относятся три вида документов:
1) документы об образовании;
2) документы об образовании и о квалификации;
3) документы о квалификации.
Диплом о профессиональной переподготовке является документом о квалификации, который подтверждает присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (ч. 10 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
При этом выдача документов образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России), предусмотрено только для лиц, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию (ч. 4 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 59 Закона, государственной итоговой аттестацией является итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных (не дополнительных) образовательных программ. В соответствии со ч. 14 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, но не документы о квалификации.
Таким образом, новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает выдачу по результатам освоения программ профессиональной подготовки документа о квалификации (а не документа об образовании и о квалификации). Установление Минобрануки России образца документа о квалификации Законом не предусматривается. А лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам профессиональной подготовки, выдаются дипломы о профессиональной подготовке, образец которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).


Какие новшества вносит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в вопросы повышения квалификации педагогов?
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).
В остальных вопросах правила освоения программ ДПО являются общими для всех отраслей. Программы повышения квалификации наряду с программами профессиональной переподготовки относятся к видам дополнительных профессиональных программ, реализуемых по виду дополнительное профессиональное образование.
Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях Федеральным законом № 273-ФЗ отнесена к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровней (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8).
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо получающие образование по данному уровню (ч. 3 ст. 76).
Дополнительные профессиональные программы могут быть реализованы в организациях ДПО (в качестве основной цели деятельности), в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (за рамками основной цели деятельности).
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты[1], квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76).
Квалификационные требования по должностям работников образования содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н (с последующими изменениями).
Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований, соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76).
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76).
При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и др., ч. 2 ст. 13).
Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с образовательной программой и (или) договором об образовании (см. ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ), заключаемым с обучающимся (слушателем) либо направляющей его организацией (ч. 5 ст. 17, ч. 13 ст. 76).
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 14, 15 ст. 76). Эти документы входят в группу документов о квалификации (ч. 10 ст. 60).
Из перечня видов документов исключено свидетельство, которое ранее выдавалось слушателям, освоившим программы повышения квалификации объемом свыше 100 часов. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ свидетельство должно выдаваться по результатам профессионального обучения в целях подтверждения присвоения разряда (класса, категории) (п. 2 ч. 10 ст. 60).
Исходя из положений Федерального закона № 273-ФЗ относительно итоговой аттестации обучающихся и установленного перечня допустимых в Российской Федерации видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, иные виды документов, например, сертификаты и тому подобное, не могут считаться документами, свидетельствующими об освоении образовательных программ либо их части.
При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 76). Тем самым законодатель подчеркивает необходимость наличия у слушателей определенного уровня профессионального образования, предшествующего освоению программ ДПО.
Законодатель отказался от установления по дополнительным профессиональным программам каких-либо образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими со дня вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ, то есть с 1 сентября 2013 г. (ч. 8 ст. 108). По итогам освоения дополнительных профессиональных программ слушателям будут выдаваться документы о квалификации, образцы которых будут самостоятельно устанавливаться организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60).
Требования к объему учебного времени по программам повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, установлены соответствующими ФГОС. Так, ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) предусматривает, что непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (п. 22 данного ФГОС).
Педагогическим работникам следует обратить внимание, что программы повышения квалификации должны реализовываться только в рамках ДПО, а не профессионального обучения.
 
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, ст.195.1Трудового кодекса РФ.

Педагогов нашей школы все чаще отправляют на курсы повышения квалификации. Как правило, расходы на обучение несут сами работники. Насколько это правильно? Будут ли изменения согласно новому закону?
В соответствии с законодательством об образовании прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки является и правом, и обязанностью педагогических работников. Необходимость обучения педагогов по тем или иным программам дополнительного профессионального образования возникает по разным причинам: в силу требований ФГОС, в связи с несоответствием имеющейся квалификации профилю работы в должности, перед прохождением аттестации.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ органы государственной власти и образовательные организации обязаны создавать условия и организовывать обучение работников по программам дополнительного профессионального образования (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8, п. 5 ч. 3 ст. 28). Расходы на эти цели должны предусматриваться в нормативах финансирования соответствующих государственных и муниципальных образовательных услуг (ч. 2 ст. 99 данного Федерального закона).
По общему правилу необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Однако в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить обучение работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности (ст. 196 Трудового кодекса РФ).
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 Трудового кодекса РФ). В случае направления в другую местность работнику производится оплата командировочных расходов согласно ст. 167, 168 ТК РФ.
Таким образом, если педагогические работники решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, то обучение должно быть бесплатным, с сохранение средней заработной платы и возмещением командировочных расходов.

Вопросы педагогов Челябинской области по процедуре исследования оценки качества дошкольного образования и психологической подготовки выпускников основной и средней школы к государственной итоговой аттестации

В 2016-2017 гг. в дошкольном образовании РФ реализуется проект, предусматривающийлонгитюдное исследование качества дошкольного образования. Какие учреждения являются руководителями и операторами проекта по исследованию качества дошкольного образования?
Руководителем проекта является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, операторы проекта: Акционерное общество «Академия „Просвещение“», ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет».

Что является целью исследования?
Целью проекта является определение состояния системы дошкольного образования Российской Федерации в свете завершения переходного периода, связанного с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и выявление ключевых направлений ее совершенствования.

Что является основными задачами проекта Национального исследования качества дошкольного образования?
В названном исследовании определены следующие задачи:

  • создать региональные команды независимых экспертов, умеющих работать с инструментарием проекта;
  • провести согласованность экспертных оценок со всей экспертной группой;
  • обеспечить адекватное отношение общественности к проводимому исследованию и его результатам;
  • собрать первичные данные с корректным соблюдением процедуры;
  • собрать информацию о ключевых факторах, влияющих на качество дошкольного образования;
  • обработать первичные данные с помощью методов математической статистики и представить обобщенный аналитический отчет, позволяющий наметить точки развития качества дошкольного образования в Российской Федерации.

Какой инструментарий оценивания будет использован в ходе реализации проекта?
Инструментарием исследования являются шкалы комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R. ECERS-R является универсальным международным инструментом и представляет собой взгляд с позиции «как должно быть» вне зависимости от особенностей страны. Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте.

Что показывают шкалы ECERS?
Шкалы ECERS позволяют определить качество образовательной среды. Это позволит определить, что зависит от воспитателя, от руководителя дошкольной образовательной организации, от региональных (муниципальных) органов управления образованием?

Что нужно рассматривать в качестве параметров оценки в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образования?
В качестве параметров оценки в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образования целесообразно принять пространство и обстановку, условия для присмотра и ухода, взаимодействие персонала с детьми, структуру дня по программе.

Что включает в себя процедура оценивания?

Процедура оценки основана на наблюдении экспертом в течение 5-7 часов типичного дня одной группы (фиксируются установленные лично факты—ситуации, наполнение и использование среды). Дополнительно в некоторых случаях можно использовать интервью с воспитателем. После проведения наблюдения определенные сотрудники дошкольной образовательной организации заполняют он- лайн-опросник для сбора сопроводительной информации.

В каких источниках можно ознакомиться с результатами исследования качества дошкольного образования?

Для ознакомления с результатами исследований о качестве дошкольного образования можно предложить следующие источники:

  1. Леван Т.Н. Развивающая оценка качества дошкольного образования с использованием международных шкал комплексной оценки ECERS: проблемы и перспективы // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 10.
  2. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Леван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERSR)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — № 2.
  3. Шиян И.Б., Зададаев С.А., Леван Т.Н., Шиян О.А. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2016. — № 2.
  4. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. — № 7.
  5. Шмис Т.Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. — № 7.

В период подготовки к государственной итоговой аттестации родители выпускников обращаются с вопросами, отражающими психолого-педагогическую поддержку обучающихся. Где можно получить советы психолога?

На сайте ege.edu (http://ege.edu.ru/ru/) в разделе «Видео» размещена видеозапись беседы с психологом «Советы психолога родителям выпускников, сдающих ЕГЭ».

Какие советы психолог может предложить семье, в которой дети готовятся к государственной итоговой аттестации?

Важно создавать дома определенную обстановку, в которой старшеклассник может полноценно готовиться к итоговой аттестации, не отвлекаясь на посторонние шумы, имея личностное пространство для учебной деятельности. Важно, чтобы семья оказывала поддержку ребенку не только в сам период сдачи выпускных экзаменов, но и во время всего периода подготовки. Данная поддержка заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор: продолжить образование в различных образовательных учреждениях или получить среднее профессиональное образование для получения профессии. Для этого в семье должна вестись планомерная профориентационная работа, заключающаяся в совместном поиске и обсуждении альтернативных вариантов получения профессионального образования, знакомстве с требованиями образовательных учреждений, необходимых для поступления, обсуждении возможностей поступления в различные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования.

В каких случаях обучающимся необходимо обратиться к психологу?

Если обучающийся склонен воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную, то проверка знаний в любом виде может вызывает у него особую тревогу. То же касается неуверенности, когда обучающиеся не могут самостоятельно проверить качество своей работы, потому что не уверены в правильности своих знаний и решений. Сюда же можно отнести реакции рассеянности, трудности концентрации или наоборот переключения внимания, повышенную утомляемость, затруднения в тщательной и кропотливой работе и даже стремление быть самым лучшим, совершенным.

Классный руководитель отбирает материалы для подготовки уголка «Готовимся к государственной итоговой аттестации», в котором предусматривается размещение памятки для школьников. Какие рекомендации могут быть включены в памятку?

Памятка для тех, кто готовится к государственной итоговой аттестации может включать перечисленные ниже рекомендации.

  • Думайте о позитивном результате сдачи экзамена, переключайтесь от мыслей, связанных с негативными представлениями экзаменационной процедуры.
  • Никогда не думайте о возможности негативного исхода испытания. Нельзя настраиваться на неуспешность. Не тратьте на это напрасно силы, попробуйте, наоборот, выстроить программу успеха, продумайте и проиграйте её в деталях.
  • Решите, зачем Вам нужно успешно пройти экзаменационные испытания, какая польза для Вас от успешной сдачи экзамена. Продумайте, какие возможные перспективы профессионального обучения в дальнейшем открываются для Вас.
  • Соблюдайте правильный режим подготовки к экзамену, для лучшего усвоения программы лучше изучать в день немного учебного материала, но качественно, полностью разобрав тему, с примерами, с вопросами. Не гонитесь за большим объёмом материала, не создавайте у себя в голове хаоса и беспорядка; окрошка из обрывков знаний не лучший помощник на экзамене.
  • Готовьтесь к экзаменам в соответствии со своими биологическими ритмами, кому-то лучше утром сесть за подготовку, а кто-то предпочитает спокойно начать готовиться вечером. Главное, соблюдайте режим здорового сна, спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Если вы чувствуете, что подвержены сильному волнению и тревоге, у Вас низкий уровень стрессоустойчивости, не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
  • Вы также можете самостоятельно воспользоваться тренинговыми упражнениями для укрепления психологического настроя и снятия повышенной стрессовой реакции организма. Постарайтесь адекватно оценить свои сильные стороны и опирайтесь на них при подготовке и сдаче экзамена.

Какие психологические аспекты должны быть учтены родителями при организации детьми самостоятельной работы по подготовки к государственной итоговой аттестации?

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

К каким источникам можно обратиться выпускникам, чтобы более полно понять требования, предъявляемые в ходе конкретного экзамена, и организовать эффективную подготовку к нему?

На сайте ege.edu (http://ege.edu.ru/ru/) в разделе «Видео» размещены видеоконсультации с председателями Федеральных предметных комиссийпо всем предметам, включенным в ЕГЭ.

Какие рекомендации можно предложить участникам государственной итоговой аттестации в день экзамена?

  • После заполнения бланка регистрации, постарайтесь сосредоточиться только на ситуации экзамена.
  • Прежде всего, просмотрите на все задания полностью. Выберите те задания, ответ на которые у Вас не вызывает затруднение. Выполните сначала их. Отдохните после их выполнения несколько минут.
  • На втором этапе выберите более трудные задания, которые необходимо анализировать и устанавливать логические связи. Сконцентрируйтесь и решите их знакомым Вам способом. Сделайте еще один 2-3х минутный перерыв.
  • Третий этап – выполнение заданий, вызывающих наибольшую сложность. Попробуйте использовать знания из смежных предметов или областей знаний, систематизируйте их, и ответ на вопрос по физике может отыскаться в курсе химии. Попытайтесь визуально вспомнить, где Вы могли видеть ответ на этот вопрос: постарайтесь вспомнить, как выглядела та страница в учебнике, какие иллюстрации были в этом курсе. Ещё один из вариантов – это применение способа исключения и установления причинно-следственных зависимостей. Попробуйте исключить самые неподходящие варианты ответов и оставить те, которые не противоречат основным научным положениям и законам, проанализируйте оставшиеся варианты и выберите наиболее правильный.
  • Если все способы и методы решения исчерпаны, положитесь на помощь случайных совпадений и теорию вероятности, действуйте, как подсказывает ваша интуиция, и выберите тот ответ, который «первым пришёл в голову».
  • Постарайтесь запланировать время для проверки всех ответов, даже самых лёгких, чтоб не допустить ошибок, связанных с невнимательностью и торопливостью в подборе решения.
  • Постарайтесь прочитывать все вопросы до конца. Это позволит максимально избежать ошибок при выполнении теста.

Где можно найти информацию, отражающую изменения в демоверсии единого государственного экзамена 2018 г., оценивании заданий.

Эта информация находится на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/) во вкладке ЕГЭ-ГВЭ-11 - демоверсии, спецификации, кодификаторы.