Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное

Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное

Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное
С.Г. Косарецкий, И.Д. Фрумин

«В книге «Дополнительное образование в России: единое и многообразное» обобщены результаты исследований системы дополнительного образования, выполненных на протяжении ряда последних лет в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», в том числе в рамках сотрудничества с Центром стратегических разработок по созданию предложений для Стратегии развития Российской Федерации до 2024 г.

В книге рассмотрены все ключевые аспекты системы дополнительного образования: устройство, доступность услуг, содержание программ, финансирование, инфраструктура, кадры и др., анализируется динамика изменений за последние годы, выделяются векторы, движущие силы и барьеры развития. Представлены характеристики педагогического и управленческого корпуса организаций дополнительного образования, ожидания и стратегии семей, в том числе в разрезе типов территорий, категорий образовательных организаций, социально-экономических групп семей. Специальное внимание уделяется вопросам доступности услуг и особенностям проявления образовательного неравенства в дополнительном образовании, развитию частного сектора дополнительного (неформального) образования.

В книге широко используются данные федеральных статистических форм, при этом отмечаются их ограничения. Для формирования более объективной и глубокой картины привлекаются результаты социологических обследований (прежде всего обследований в рамках «Мониторинга экономики образования», включающих опросы родителей, руководителей и педагогов организаций дополнительного образования) и мониторингов, проведенных НИУ ВШЭ в 2013–2018 гг. по заказу Минобрнауки России, Центра стратегических разработок и др. Используются также материалы анализа нормативной базы, документов образовательной политики, проектов и управленческих практик федерального и регионального уровней, открытых источников (порталы и сайты органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных организаций, навигаторы дополнительного образования, профильные медиа). Для обсуждения таких остро дискуссионных вопросов, как, например, доступность дополнительного образования, динамика сети организаций, также используются данные обследований, проведенных Общероссийским народным фронтом.

Объем и уникальность привлеченных данных, комплексность анализа делают книгу интересной для специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогических работников образовательных организаций, исследователей системы образования, а также для широкого круга читателей, интересующихся данной проблематикой».