Состоялась VII межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам оценки качества образования

1 декабря 2022 года в ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования» прошла VII межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Внутренние системы оценки качества образования – основа эффективного управления качеством образования».

Основная цель конференции заключалась в представлении, популяризации и распространении опыта Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Челябинской области (включая муниципальные образования и образовательные организации) обеспечения результативности и устойчивого развития систем оценки качества образования и механизмов эффективного управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях; а также изучении опыта применения систем оценки  качества образования Республики Казахстан и Республики Беларусь.

Открыл конференцию с актуализацией ее темы Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов: «В этом году в качестве ведущей идеи конференции мы определили идею управления качеством образования на уровне внутренних систем оценки качества образования. Обновление внутренних систем оценки качества мы рассматриваем как основное условие эффективности муниципальных и региональной систем оценки качества образования, а также важным условием эффективного управления качеством образования в целом. Тема нашей конференции оказалась очень актуальной, для работы на ней откликнулись более 1200 работников систем образования из 62 субъектов Российской Федерации и двух дружественных государств».

Пленарная (стратегическая) сессия конференции проводилась в формате видеоконференции. В качестве спикера в пленарной части выступил директор ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» Станченко Сергей Владимирович. Он поздравил РЦОКИО с переименованием в Челябинский институт развития образования и пожелал дальнейшего развития в системе оценки качества образования. В рамках конференции руководитель ФИОКО представил доклад по теме: «Развитие региональных и муниципальных систем оценки качества образования на основе федеральной методологии оценки механизмов управления качеством образования и по результатам федерального мониторинга».

В ходе стратегической (пленарной) сессии были представлены доклады о формировании системы управления качеством образования в Российской Федерации; научно-методическом сопровождении формирования и оценки функциональной грамотности; ресурсах экосистемы «Мобильное Электронное Образование» при формировании внутренней системы оценки качества образования.

Также очно и в онлайн формате параллельно прошли три тактические сессии конференции, каждая из которых была посвящена обсуждению актуальных вопросов развития внутренних систем оценки качества образования и управления этими процессами в различных контекстах. В ходе сессии 1 состоялось представление опыта Российской Федерации и ее субъектов по интеграции региональных, муниципальных и институциональных механизмов управления качеством образования; в рамках сессии 2 наиболее востребованным оказался представленный опыт эффективного муниципального управления качеством образования; участниками сессии 3 были обозначены федеральные и региональные практики формирования объективной внутренней системы оценки качества образования.

В рамках Сессии 1 «Интеграция региональных, муниципальных и институциональных механизмов управления качеством образования как основа устойчивого развития региональной системы оценки качества образования» выступил ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования» Андрей Барабас. Он представил доклад по теме: «Комплексная аналитика на основе единой системы сбалансированных ключевых показателей деятельности органов управления образованием и образовательных организаций как основа развития механизмов управления качеством образования (опыт Челябинской области)».

Также в работе сессий свой опыт продемонстрировали не только представители Челябинской области, но и других субъектов Российской Федерации – это участники конференции из Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Рязанской, Саратовской, Томской областей; Забайкальского, Хабаровского, Краснодарского краев; Республики Башкортостан.

В рамках заочной части конференции подготовлен сборник «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Внутренние системы оценки качества образования – основа эффективного управления качеством образования», в котором 65 статей около 115 авторов из 15 субъектов Российской Федерации описали практические аспекты управления качеством образования регионального, муниципального и институционального уровней.

Кроме того, участники конференции в очередном (шестнадцатом) номере журнала ГБУ ДПО ЧИРО «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования» получили возможность представления результативных аспектов эффективного управления обновлением внутренних систем оценки качества образования.

В работе конференции приняли участие представители научного профессионального сообщества РФ, ведущих федеральных научных организаций в сфере оценки качества образования, управления образованием, научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров; руководители и специалисты Министерства образования и науки Челябинской области; представители образовательной системы Челябинской области; представители образовательных систем 62 субъектов Российской Федерации. Впервые в работе конференции представлен опыт международного уровня Республики Казахстан, Республики Беларусь.

На подведении итогов конференции участники отметили, что актуальная проблематика сессий, а также высокий профессионализм и компетентность модераторов и докладчиков обеспечили высокую заинтересованность и активность. Также участники конференции отметили результативность выполнения решений конференции 2021 года, отмечена значимость обозначенных аспектов как «точек роста» эффективности управления качеством образования; на конференции определилось поле задач для дальнейшего развития систем управления качеством образования на региональном и, особенно, на муниципальном и институциональном уровнях; в ходе работы конференции были определены направления региональной политики в сфере оценки качества образования, требующие дальнейшего развития и систематизации.

Все материалы конференции размещены на сайте https://conf.rcokio.ru