Подготовка к PISA-2022: математическая грамотность

4 апреля 2022 года в Челябинской области начнется международное исследование качества образования PISA. Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, которая была в центре исследования в 2003 и 2012 годах.

Напомним, что PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), в рамках которой оцениваются знания и навыки учащихся образовательных организаций в возрасте 15 лет.

В рамках исследования PISA-2022 будет использоваться следующее определение:

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке.

В концепции исследования PISA-2022 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. Математика – это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов.

Исследование PISA-2022 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран мира готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни.

Математические знания будут проверять по четырем категориям: количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма.

Выполнение заданий по математической грамотности предусматривает знание понятий, фактов и предполагает свободное применение математических инструментов и процедур. Особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах. Исследование также проверит умение школьников делать дедуктивные и индуктивные умозаключения, оценивать ситуации, выбирать стратегии, делать логические выводы, описывать решения и их применение на практике.

Подробная информация об исследовании и открытые задания PISA представлены на сайте ФГБУ «ФИОКО» https://www.fioco.ru/.Приглашаем педагогов и обучающихся, а также их родителей, познакомиться с типичными заданиями в открытом банке заданий.