По итогам PISA Россия вошла в 18 стран с устойчивым прогрессом качества школьного образования

Подведены итоги международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – мониторингового исследования качества общего образования, проводимого в 2018 году. Организатор исследования – Организация экономического сотрудничества и развития. Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года и проверяет читательскую, математическую и естественно-научную грамотность.

Участие в исследовании приняли около 600 тысяч учащихся из 79 стран мира, включая более 7600 учащихся из 265 школ 43 регионов России. В российскую выборку вошли в основном школьники 9-х классов (81%), а также учащиеся 7–8-х классов (9%) и 10–11-х классов (7%) и студенты образовательных организаций среднего профессионального образования (3%).

Ученики проходили на компьютерах тест, который включал задания нового типа – интерактивные задачи по читательской грамотности.

В представленном итоговом докладе о результатах PISA 2018 отмечается, что с 2000 года наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 17 баллов, а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 20 баллов, что отмечено в международном отчёте как позитивный тренд изменений в направлении исследования по проверке читательской грамотности. С 2003 года на 20 баллов повысились результаты и в математической грамотности. По естественно-научной грамотности, исследования которой начались с 2006 года, результаты наших школьников сохраняются на прежнем уровне.

Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран (восемнадцати из семидесяти девяти), в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях.

Направление «читательская грамотность» в исследовании 2018 года являлось приоритетной областью. Здесь Россия оказалась в группе стран, занимающих с 26-й по 32-ю строчку в рейтинге.

В 2018 году по читательской грамотности произошло изменение технологии оценки образовательных результатов тестируемых – принят новый формат заданий, включающий задания с гиперссылками, требующий, помимо навыков чтения, серьёзных навыков работы с компьютером. Это означает, что для подготовки гражданина, способного полноценно функционировать в современном обществе, формирование умения работать с такими видами текстов становится очень важным с точки зрения международных стандартов в образовании.

Отметим, что развитие цифровой среды в российском образовательном пространстве – одна из центральных задач национального проекта «Образование», реализация которого началась с января 2019 года. В рамках национального проекта все школы страны получат доступ к высокоскоростному интернету, а также усилится поддержка и реализация широкого набора электронных сервисов и ресурсов, включая «Российскую электронную школу».

С 2019 года в России запущен внутренний мониторинг функциональной грамотности, затрагивающий все регионы страны. В рамках мониторинга разрабатывается в том числе и новый вид заданий по читательской грамотности – задачи в максимально интерактивном формате. Уже со следующего года данные задания смогут попасть в «Российскую электронную школу». Кроме того, в рамках этого проекта готовятся и методические рекомендации для учителей по использованию такого вида заданий в учебном процессе.

В 2019 году Челябинская область вошла в выборку регионов, участвующих в общероссийских исследованиях по модели PISA for Schools. В 2020 году Челябинская область наряду с 14 регионами РФ будет задействована в региональных исследованиях качества образования по модели PISA for Schools.

Справочно

Ранее Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева неоднократно отмечала необходимость усиления работы по развитию навыков функционального чтения у учащихся: «Сейчас мы начинаем обращать серьезное внимание именно на эту сторону чтения. В четвертом классе мы проверяем читательскую грамотность, а в девятом проверяется функциональная грамотность: они должны прочитать разные тексты: гуманитарные, естественно-научные, финансовые – и отвечать на вопросы. Что при этом надо исправлять? Мы видим, что ученик читает текст и пересказывает теми же самыми вопросами, которые ему задали, но не дает на них ответа. Получается, что человек не понимает смысла прочитанного, а человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет».

Материалы с сайта Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/