Итоги оценки муниципальных механизмов управления качеством образования: результаты экспертизы документов и материалов

Приказом Министерство образования и науки Челябинской области «О проведении оценки муниципальных механизмов управления качеством образования в Челябинской области в 2022 году» от 15.06.2022 № 01/1271 был определен регламент проведения оценки муниципальных управленческих механизмов в форме мониторинга в период с 03 июня по 30 сентября 2022 года.

С 7 июля по 12 августа 2022 муниципальные организаторы заполняли форму сбора первичных данных, размещенную в Федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИС ОКО) в разделе «Муниципальные механизмы», включающую загрузку документов и материалов, регламентирующею деятельность по управлению качества образования органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

С 16 августа по 30 сентября 2022 региональными экспертами, владеющими специальными знаниями и экспертными технологиями, была проведена экспертиза представленных документов и материалов.

Экспертиза осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями ФИОКО и представляла собой процедуру экспертизы документов и материалов, предоставленных муниципальными органами управления образованием, направленную на исследование муниципальных образовательных систем, а также анализ их элементов с целью получения мотивированного заключения о состоянии этих систем для дальнейшего их совершенствования.

В отношении каждого муниципального образования экспертизу осуществляли три эксперта.

По итогам экспертизы региональными экспертами были выделены следующие проблемные зоны:

  1. При реализации неполного управленческого цикла на муниципальном уровне:
  • отсутствие информации о специфике муниципалитета при реализации мер/мероприятий;
  • отсутствие учета анализа мониторинга муниципальных показателей при разработке дорожных карт/комплексов мер;
  • не соответствие муниципальных меры и мероприятия региональному комплексу мер.
  1. При реализации полного управленческого цикла в ряде документов:
  • муниципальные цели и перечень задач, необходимых для реализации поставленной цели, представлены без обоснования их необходимости;
  • в перечень муниципальных показателей включены неэффективные показатели и/или показатели с негативными последствиями. Например, вычисление средних баллов по процедурам оценки качества образования, рейтингование образовательных организаций по среднему баллу, использование средних баллов как показателей эффективности руководителей образовательных организаций и т. п;
  • отсутствует информация о репрезентативности выборки и методике расчета показателей;
  • отсутствуют данные проведенного мониторинга, сроков проведения мониторинга;
  • отсутствует адресность методических рекомендаций относительно выявленной проблемы;
  • присутствует разрозненность документов, не связанность их между собой;
  • отсутствует анализ эффективности принятых мер.

Были выделены органы местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, которые при представлении своих документов и материалов не учитывали методические рекомендации ФИОКО, в частности:

  • отсутствие комментариев к прикрепленным документам, указания страниц на которых размещена необходимая для экспертизы информация;
  • представлены ссылки на записи вебинаров, новостные ленты с официального сайта МОУО, а не на конкретные документы;
  • представлены закрытые документы в облачных хранилищах без указания пароля.

При оценивании экспертами представленных документов было также выявлено несоответствие перечня документов позициям оценивания, что позволяет констатировать о неподготовленности ряда органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования к представлению документов для оценки муниципальных управленческих механизмов.

Таким образом, для более эффективного планирование деятельности муниципальных органов управления в сфере образования по выстраиванию управленческих механизмов результаты экспертизы должны стать основой для определения направлений административного контроля.

Представляется достаточно очевидным, что участие органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования в проведении независимой оценки качества образования способно не просто обогатить создаваемые модели механизмов управления качеством образования, но и повысить управляемость всей системы образования Челябинской области за счет полноценного включения муниципальных органов власти в вопросы управления качеством образования.