Направление: «Информационно-методическое сопровождение проведения национально-региональных оценочных процедур, в том числе разработка методических материалов и формирование внутрирегионального анализа оценки качества общего образования, организация обучающих семинаров по внедрению новых технологий»

Направление: «Информационно-методическое сопровождение проведения национально-региональных оценочных процедур, в том числе разработка методических материалов и формирование внутрирегионального анализа оценки качества общего образования, организация обучающих семинаров по внедрению новых технологий»

ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

В 2017 году в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 № 491 «Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников» организована аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников в Челябинской области.

"Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2017 году". Общественное наблюдение. (Обучающая презентация).


Методические материалы по вопросам совершенствования систем оценки качества образования

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 03.10.2017 г. № 1213/9391 "О научно-методических материалах по вопросам совершенствования систем оценки качества образования"

Как использовать результаты внутрирегиональных процедур оценки качества образования в управлении качеством образования в общеобразовательной организации: методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по интерпретации результатов процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования/ А.А. Барабас, М.Ю. Школьникова, Я.А. Белогубец, О.А. Черепанова, Ю.Ю. Баранова и др.– Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. – 46 с.

ISBN 978-5-906934-20-8

В методических рекомендациях представлены ответы на актуальные для общеобразовательных организаций вопросы об интерпретации результатов процедур оценки качества образовательных результатов. В материалах сформулировано понятие «интерпретация результатов процедур оценки качества образования», определено место интерпретации во внутренней системе оценки качества образования. Проанализирован управленческий потенциал внешних оценочных процедур, даны рекомендации по технологии интерпретации результатов внутрирегиональных (включая федеральные) процедур оценки качества образования (НИКО, ВПР, РИКО, ОГЭ, ЕГЭ).

Методические рекомендации предназначены для руководителей общеобразовательных организаций и призваны помочь им при совершенствовании внутренних систем оценки качества образования, а также в принятии эффективных решений для управления качеством образования. Методические рекомендации представляют практический интерес для педагогов, совершенствующих профессиональные компетентности при осуществлении аналитической и оценочной деятельности.


Оценка качества образовательных результатов: технология разработки контрольных измерительных материалов: методические рекомендации по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения региональных оценочных процедур для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций / А.А. Барабас, М.Ю. Школьникова, Ю.Ю. Баранова, О.А. Черепанова, Я.А. Белогубец и др. – Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. – 64 с.

ISBN 978-5-906934-17-8

В методических рекомендациях рассмотрены общие подходы к формированию инструментария для оценочных процедур в системе оценки качества общего образования. Определены нормативные и теоретические основания, представлено описание единой структуры и порядка разработки контрольных измерительных материалов. В рекомендациях рассмотрены подходы к отбору заданий и конструированию диагностической работы, предложены варианты управленческих решений при использовании инструментария в соответствии с целями оценивания.

Методические рекомендации могут быть использованы экспертами в сфере образования, представителями профессиональных объединений педагогов, руководителями и педагогическими работниками общеобразовательных организаций при разработке контрольных измерительных материалов для проведения процедур оценки качества образовательных результатов в рамках региональных, муниципальных и внутренних систем оценки качества образования.


Оценка качества образовательных результатов: порядок проведения оценочных процедур: методические рекомендации для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, осуществляющих проведение процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования/ А.А. Барабас , М.Ю. Школьникова , Ю.Ю. Баранова , И.С. Боровых,  О.А. Черепанова, Я.А. Белогубец  и др. – Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. – 43 с.

ISBN 978-5-906934-19-2

В методических рекомендациях представлены общие подходы к осуществлению порядка проведения процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования. Определены нормативные и теоретические основания проведения различных оценочных процедур, охарактеризованы единые требования к организационному, информационному, методическому и техническому обеспечению оценочных процедур на всех уровнях сопровождения: от регионального и муниципального до институционального уровня и уровня конкретного исполнителя. В рекомендациях дано описание единых требований к соблюдению конфиденциальности информации и порядку внешнего наблюдения при проведении оценочных процедур. Особое внимание уделено планированию проведения комплекса оценочных процедур как организационного механизма оценки качества общего образования.

Использование методических материалов позволит специалистам в сфере образования оптимально использовать ресурсы для реализации полномочий при проведении процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования.


Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова., Л.Е. Кузнецова, Е.А. Солодкова и др.– Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. – 130 с.

ISBN 978-5-906934-16-1

В методических рекомендациях актуализирована задача совершенствования внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО) в условиях внедрения региональной модели оценки качества общего образования. Представлен алгоритм проектно-целевого управления при обновлении ВСОКО. В рекомендациях определены цель, задачи, направления совершенствования ВСОКО, описаны особенности содержания, механизмов и оценочных процедур, а также даны рекомендации по оптимизации организационной структуры. Материалы составлены в вопросно-ответной форме, что делает более удобной работу с ними.  Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих деятельность по совершенствованию ВСОКО. Материалы могут быть использованы специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных методических служб для научно-методического сопровождения функционирования ВСОКО.


Оценка результативности функционирования институциональных и муниципальных систем оценки качества общего образования: экспертные методические материалы по оценке внутренних и муниципальных систем оценки качества общего образования /А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.С. Боровых, М.Ю. Школьникова, Е.А. Солодкова и др.– Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. – 104 с.

ISBN 978-5-906934-15-4

В экспертных методических материалах представлены подходы к оценке результативности функционирования институциональных и муниципальных систем оценки качества общего образования. Обоснована актуальность их применения на всех этапах регионального конкурса систем оценки качества образования. Пособие содержит рекомендации по проведению профессионально-общественной экспертизы систем оценки качества образования по интегративным и специфическим критериям, а также рекомендации по осуществлению публичных презентаций систем оценки качества образования. Предложены экспертные листы по всем описанным процедурам профессионально-общественного оценивания.

Пособие предназначено для работников системы образования, привлекаемых в качестве экспертов к профессионально-общественной экспертизе систем оценки качества образования. Материалы представляют практический интерес для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогов образовательных организаций при совершенствовании систем оценки качества образования


Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / под редакцией Е.А. Тюриной – Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. – 163 с.

ISBN  978-5-906934-10-9

В методических рекомендациях представлен алгоритм моделирования муниципальной системы оценки качества общего образования: от описания нормативных и научно-методических оснований её функционирования до представления целей, содержания, процедур и организационных условий разработки и внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования.

Пособие предназначено для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организующих деятельность по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования.

Материалы могут быть использованы руководителями образовательных организаций при совершенствовании внутренних систем оценки качества образования.


Совещание Управления по надзору и контролю в сфере образования

25 сентября 2017 года прошло совещание "Федеральный государственный контроль качества образования: актуальные вопросы" со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Участники совещания: специалисты муниципальных органов управления образованием; руководители учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования; эксперты по контролю качества общего образования.

Особое внимание было уделено вопросу «Внутренняя система оценки качества образования: технология совершенствования в рамках региональной модели оценки качества общего образования».

Полезные материалы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ

Образовательная агломерация. Календарь мероприятий

Форум участников образовательной агломерации «Ресурсы межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования»

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 25.05.2017 г. № 01/1702 в рамках проведения Южно-Уральского педагогического собрания «Технологии управления образовательной системой» 22 августа 2017 года с 10-00 до 12-00 состоялся Форум участников образовательной агломерации «Ресурсы межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования». Форум проходил в режиме видеоконференции в 43 муниципальных студиях и в очном режиме на базе ГБУ ДПО РЦОКИО по адресу: г. Челябинск, ГБУ ДПО РЦОКИО, ул. Комсомольская, д.20-а.

В очном режиме в Форуме приняли участие 104 работника образования Челябинской области:

  • руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования – 39 человек, заместителей руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования – 26 человек;
  • члены Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области – 14 человек;
  • руководители и заместители руководителя общеобразовательных организаций – региональных инновационных площадок по вопросам оценки качества образования – 6 человек;
  • специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители муниципальных методических служб – членов образовательной агломерации по совершенствованию МСОКО – участники межмуниципальных проектных групп по разработке модельной МСОКО – 19 человек.

В режиме видеоконференции на базе муниципальных студий приняли участие 652 человека:

  • специалисты МОУО, ММС – представители 15 территорий – членов образовательной агломерации по совершенствованию МСОКО – участники межмуниципальных проектных групп по разработке модельной МСОКО – все участники межмуниципальных проектных команд – 54 человека;
  • педагогические работники общеобразовательных организаций – региональных инновационных площадок по вопросам оценки качества образования 20 человек;
  • специалисты МОУО, ММС из 28 территорий, не входящих в состав образовательной агломерации – 80 человек;
  • руководители и педагогические работники образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования Челябинской области – опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО – 498 человек.

Всего в Форуме приняли участие 753 человека.

На Форуме рассматривались практические аспекты функционирования муниципальных и институциональных систем оценки качества образования. Дан старт профессионально-общественному обсуждению методических рекомендаций по их совершенствованию в аспекте внедрения региональной модели оценки качества общего образования.

Приветствовали участников Форума первый заместитель министра образования и науки Челябинской области, отличник просвещения РФ Коузова Е.А. и Тюрина Е.А., начальник управления начального, основного, среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области, председатель Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области. В соответствии с программой Форума выступил Барабас А.А., директор ГБУ ДПО РЦОКИО, почетный работник общего образования РФ, член Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области. Он охарактеризовал Концепцию и «дорожную карту» межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО как основу деятельности межмуниципальных проектных команд.

Баранова Ю.Ю., заместитель директора по общим вопросам ГБУ ДПО РЦОКИО, почетный работник общего образования РФ, член Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области представила и прокомментировала Региональную модель муниципальной системы оценки качества образования: от идеи к технологии создания.

Активное участие в работе Форума приняли руководители межмуниципальных проектных групп по разработке региональной модельной МСОКО:

  1. Щёва А.А., заведующий методическим кабинетом управления образования Ашинского муниципального района.
  2. Измайлова Г.В., заместитель муниципального учреждения ДПО «ЦПКИМР» г. Магнитогорска.
  3. Уразманова Ф. Н., директор МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска» - региональной инновационной площадки.
  4. Петрова О.В., директор МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 104 г. Челябинска, - региональной инновационной площадки, почетный работник общего образования РФ, член Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области.
  5. Попинако С.П., начальник управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа они охарактеризовали подходы к разработке компонентов региональной модели муниципальной системы оценки качества образования по направлениям деятельности межмуниципальных проектных групп по разработке региональной модельной МСОКО.

В процессе работы Форума состоялись презентация и инициирование профессионально-общественного обсуждения методических рекомендаций по их совершенствованию в аспекте внедрения региональной модели оценки качества общего образования. В качестве экспертов представляемых научно-методических материалов выступили члены учебно-методических объединений.

На заключительном этапе работы Форума состоялось подведение итогов и определение новых задач для участников образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. Выступили Тюрина Е.А., начальник Управления начального, основного, среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области, председатель Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области, Барабас А.А., директор ГБУ ДПО РЦОКИО, почетный работник общего образования РФ, член Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области

Форум участников образовательной агломерации, состоявшийся в рамках Южно-Уральского педагогического собрания, непосредственно будет способствовать эффективному межмуниципальному взаимодействию в решении задач управления качеством образования на основе результатов РСОКО - как основа деятельности межмуниципальных проектных команд.

Полезные материалы:

Cессия образовательной агломерации по совершенствованию МСОКО

23 мая в соответствии с планом работы Министерства образования и науки Челябинской области на 2017 год с целью выполнения мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования состоялась сессия образовательной агломерации Челябинской области. Сессия проходила на базе ГБУ ДПО РЦОКИО в очном режиме.

В работе сессии по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования (МСОКО) приняли участие: Е.А. Тюрина, начальник управления начального, основного, среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области, председатель Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области; А.А. Барабас, исполняющий обязанности директора ГБУ ДПО РЦОКИО, член Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области; руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования–проектных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО, руководители образовательных организаций-региональных инновационных площадок; сотрудники ГБУ ДПО РЦОКИО – всего - более 90 человек, из них -  64 представителя межмуниципальных проектных площадок из 15 муниципальных образований Челябинской области (городские округа - Верхнеуфалейский, Златоустовский, Карабашский, Копейский, Кыштымский, Магнитогорский, Миасский, Трёхгорный, Челябинский; муниципальные районы -  Ашинский, Каслинский, Коркинский, Пластовский, Сосновский).

В ходе работы сессии были освещены актуальные вопросы межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования. (Ю.Ю. Баранова, заместитель директора по общим вопросам ГБУ ДПО РЦОКИО, А.Т. Тутатчиков, заместитель директора по взаимодействию ГБУ ДПО РЦОКИО).

Результативно прошла работа межмуниципальных проектных групп по следующим направлениям:

  • нормативные и методологические основания модели МСОКО и подходов к мониторингу и контролю результативности МСОКО;
  • содержание деятельности МОУО по обеспечению муниципальной системы оценки качества образования: аспект качества содержания образовательных программ (включая оценочные процедуры;
  • содержание деятельности МОУО по обеспечению муниципальной системы оценки качества образования: аспект качества условий реализации образовательных программ (включая оценочные процедуры;
  • содержание деятельности МОУО по обеспечению муниципальной системы оценки качества образования: аспект качества результатов освоения обучающимися образовательных программ (включая оценочные процедуры);
  • организационные механизмы, организационные структуры реализации МСОКО.

По результатам работы межмуниципальных проектных групп состоялась презентация (защита) проектов по формированию подходов к содержанию модельной муниципальной системы оценки качества образования.

Более подробно познакомиться с результатами работы межмуниципальных проектных групп можно в приложенных документах.

МАТЕРИАЛЫ:

 


Профессионально-общественное обсуждение методических рекомендаций 
«Муниципальная система оценки качества общего образования:
технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования».

В рамках проведенного 22 августа 2017 года на базе ГБУ ДПО РЦОКИО Форума участников образовательной агломерации «Ресурсы межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования» были представлены методические рекомендации «Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования».

Предлагаем Вам ознакомиться с представленными методическими рекомендациями и принять участие в качестве эксперта в профессионально-общественном обсуждении данных методических рекомендаций.

Принять участие в качестве эксперта в профессионально-общественном обсуждении


Результаты профессионально-общественного обсуждения

Профессионально-общественное обсуждение методических рекомендаций осуществлялось в период с 23 августа 2017 года по 07 сентября 2017 года. Всего в обсуждении приняло участие 313 респондентов. Предложения, поступившие в ходе профессионально-общественного обсуждения, были учтены при доработке методических рекомендаций.

Информация о результатах профессионально-общественного обсуждения методических рекомендаций «Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования» представлена в данных методических рекомендациях (приложение 5).