Материалы научно-методического характера

Материалы научно-методического характера

Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Данные методические рекомендации направлены на повышение компетентности в вопросах проектирования основной образовательной программы дошкольной организации.

Содержание методических рекомендаций:

1. Методологические основания реализации примерной образовательной программы ДО и ФГОС ДО

2. Определение и описание структуры примерной образовательной программы ДО и ФГОС ДО.

3. Описание общих принципов и подходов к формированию содержания и форм деятельности педагогов в основной образовательной программе дошкольных организаций.

4. Разъяснение содержания нормативно правовой документации, регулирующей систему дошкольного образования в части реализации примерной образовательной программы ДО и ФГОС ДО.

5. Описание существующего программно-методического, дидактического и материально-технического обеспечения дошкольного образования, рекомендуемого для реализации примерной образовательной программы ДО и ФГОС ДО.

6. Описание возможных форм реализации примерной образовательной программы ДО и ФГОС ДО (через авторскую, через авторскую и парциальные, через дифференцированную программу на основе нескольких авторских, через собственную программу.

7. Информация по работе с программами дошкольного образования (комплексными и /или парциальными) по 5-ти образовательным областям: познавательной, речевой, коммуникативной, художественно-эстетической и физической.

8. Примерная форма (алгоритм) планирования образовательной деятельности в рамках внедрения примерной образовательной программы ДО и ФГОС ДО.

9. Обоснование отбора тем (на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) с учетом их социокультурной значимости, мотивирующей направленности, доступности и других характеристик.

10. Примерный перечень тем для построения образовательного процесса в течение года с учетом возраста дошкольников.

11. Рекомендации по использованию примерного перечня тем при построении образовательного процесса.

12. Рекомендации по использованию опыта работы по программам дошкольного образования (комплексным и /или парциальным), накопленного дошкольной образовательной организацией при формировании образовательной программы ДО.

13. Описание моделей реализации примерной образовательной программы ДО и ФГОС ДО

СКАЧАТЬ


Доклад президента Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ректора Московского государственного психолого-педагогического университета, академика Российской академии образования, члена Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы В.В. Рубцова «Вызовы и риски современного детства: проблемы детей в меняющемся обществе», представленный на XIII Всероссийской научно-практической конференции: «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» (Москва, 25-26 апреля 2017 г.).

(прямая ссылка на материалы http://rospsy.ru/system/files/FPO2017_prilogenie2.pdf )


Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции«Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Москва, 14-15 апреля 2016 г.) (прямая ссылка на материалы http://rospsy.ru/knigi-stati-materialy-konferentsii)


Результаты национального исследования качества российского дошкольного образования «Оценивание для развития 2016», проведенного Лабораторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ на основе инструмента «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)» (исследование было проведено в 40 регионах Российской Федерации в сентябре 2016 года). (по материалам сайта https://ria.ru)

СКАЧАТЬ


В информационном бюллетене «Мониторинг экономики образования» № 12 (111) 2017 г. «Мотивации, поведение и стратегии воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, на рынке дошкольного образования» представлены результаты опроса воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по влиянию мотивационной составляющей кадровой политики ориентированной на обеспечение качественного дошкольного образования отвечающего современным требованиям и вызовам времени. Дана содержательная оценка по вопросам занятости и условиям работы, бюджета времени, уровня доходов и оплаты труда воспитателей. Проанализированы основные изменения результатов введения новых федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании. Отдельное внимание уделено стратегии партнерства дошкольных организаций с родителями, направленной на грамотную организацию конструктивного диалога в интересах детей, их развития, сохранения и укрепления здоровья. В работе особое внимание было уделено сравнению государственных дошкольных образовательных организаций и частных детских садов в различных типах населенных пунктов и федеральных округов. (прямая ссылка на материалы https://www.hse.ru/)

СКАЧАТЬ


В информационном бюллетене «Мониторинг экономики образования» № 13 (112) 2017 г. «Мотивации, поведение и стратегии родителей воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, на рынке дошкольного образования» изучены различные аспекты взаимодействия семей и системы дошкольного образования по вопросам повышения доступности дошкольного образования, организации образовательного процесса и расходов семей. На базе первичной оценки потребителей проанализированы основные изменения по улучшению результатов работы дошкольных организаций на основании новых образовательных стандартов. Исследованы вопросы влияния мотивационных составляющих участников образовательного процесса на формирование материально-предметной и развивающей среды. Развитие партнерства дошкольных организаций с родителями, организация конструктивного диалога в интересах детей, сохранения и укрепления их здоровья. (прямая ссылка на материалы https://www.hse.ru/)

СКАЧАТЬ


Результаты опроса «Что выпускники 2017 года думают о ЕГЭ?» (материалы взяты с сайта Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор) 

СКАЧАТЬ


Современная система специальных образовательных услуг (по материалам сайта https://firo.ru)

СКАЧАТЬ


Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС (по материалам сайта https://firo.ru)

СКАЧАТЬ


Методы и приёмы психолого-педагогического обследования и мониторинга детей с ОВЗ (по материалам сайта https://firo.ru)

СКАЧАТЬ


Управление детским садом при переходе на ФГОС на основе проектной технологии (по материалам сайта https://firo.ru)

СКАЧАТЬ


Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива дошкольной организации при переходе на ФГОС (по материалам сайта https://firo.ru)

СКАЧАТЬ


Задачи и основные направления развития дошкольного образования: вызовы и риски современного детства (по материалам сайта https://firo.ru)

СКАЧАТЬ


Дополнительное образование детей: методические рекомендации и опыт реализации.

Представленный перечень публикаций в периодических изданиях 2017 г. освещает широкий спектр проблем развития дополнительного образования детей.

В этот перечень вошли методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей и методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей.

Практическое значение имеют публикации, в которых отражен опыт образовательных организаций по предоставлению дополнительного образования для детей:

  • оценка качества образовательного процесса в системе дополнительного образования детей;
  • методика оценки качества условий дополнительного образования детей: материально-технических, кадровых, финансово-экономических, психологических, информационно-методических,
  • роль системы дополнительного образования как фактора саморазвития личности подростка.
  • значимость работы с детьми с признаками одаренности, опыт по выявлению и организации работы с одаренными.

Перечень публикаций периодических изданий 2017 г., отражающих актуальные аспекты дополнительного образования детей

  1. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей // Вестник образования -2017 - №15. –С.45-59.
  2. Методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей // Вестник образования – 2017 –  № 17. – С.65-73.
  3. Лебедева, Г.В. Качество образовательного процесса в контексте мониторинга качества дополнительного образования детей / Г.В. Лебедева, Л.С. Ручко // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. – № 4. – С.12-16. В статье представлена авторская методика оценки качества образовательного процесса в системе дополнительного образования детей. Методика создана в ходе дискуссионной работы проектных групп, апробирована и успешно используется в рамках действующей региональной модели оценки качества дополнительного образования детей Костромской области, ориентированной на реализацию задач федеральной и региональной концепций развития дополнительного образования детей. Использование предлагаемых оценочных шкал предусматривает участие представителей администрации образовательной организации, педагогических работников, обучающихся и их родителей. Диагностический инструментарий отличают такие характеристики, как простота применения, доступность для всех групп участников мониторинга, возможность математических методов обработки и автоматизированного анализа результатов исследования.
  4. Ручко, Л.С. Основные подходы к разработке программы оценки качества дополнительного образования детей / Л. С. Ручко // Стандарты и мониторинг в образовании. –2017. – № 1. –  C.3-6.
    В статье представлены результаты разработки и апробации программы оценки качества дополнительного образования детей Костромской области. Автор раскрывает проблемы оценки качества дополнительного образования и возможные пути их решения. Интерес представляют положения, позволяющие сформировать комплексную, открытую, доступную региональную систему оценки качества дополнительного образования детей при фактическом отсутствии стандартов в этой сфере.
  5. Ручко, Л.С. Оценка качества условий организации и осуществления дополнительного образования детей // Л.С. Ручко, И.Н. Козявина, Г.Н. Стругова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. – № 2. –С. 35-39.
    В статье представлена авторская методика оценки качества условий дополнительного образования детей: материально-технических, кадровых, финансово-экономических, психологических, информационно-методических. Использование предлагаемых оценочных шкал с участием представителей администрации образовательной организации, педагогических работников, обучающихся и их родителей, позволит осуществить всесторонний анализ образовательной среды и определить пути совершенствования образовательного процесса. Диагностический инструментарий апробирован и успешно используется в рамках действующей региональной модели оценки качества дополнительного образования детей Костромской области, ориентированной на реализацию задач федеральной и региональной Концепций развития дополнительного образования детей. Его отличают такие характеристика как простота применения, доступность для всех групп участников мониторинга, возможность математических методов обработки и автоматизированного анализа результатов исследования
  6. Иванова, И.В. Роль дополнительного образования в саморазвитии подростков / И. В. Иванова, Л. Г. Логинова, Т. А. Финашина // Методист. – 2017. –№8. – С.26-28.
    Рассматривается роль системы дополнительного образования как фактора саморазвития личности подростка.
  7. Михайлова, И.М. Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей в учреждении дополнительного образования / И. М. Михайлова // Методист. – 2017. – №8. – С.29 – 32.
    В статье обозначена значимость работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Южный» на примере программ художественной, технической и физкультурно-спортивной направленности.


Дополнительное профессиональное педагогическое образование

Предлагается перечень публикаций в периодической литературе, посвященных различным аспектам дополнительного профессионального педагогического образования.

Содержание публикаций отражает актуальность развития дополнительного профессионального педагогического образования. Публикации раскрывают следующие направления дополнительного профессионального педагогического образования:

  • история становления системы дополнительного профессионального педагогического образования в России и в её субъектах;
  • характеристика проблем и современного состояния системы дополнительного профессионального педагогического образования России;
  • опыт работы различных субъектов РФ по внедрению профессиональных стандартов;
  • характеристика различных профессиональных сообществ педагогических работников.
  • актуальность электронного обучения, раскрываются возможности, содержание и перспективы использования виртуальной стажировки воспитателей ДОО.
  • организация деятельности методической службы, проект региональной модели профессионально-педагогического сообщества Санкт-Петербурга.

Дополнительное профессиональное педагогическое образование

  1. Атякшева, Т. В. Виртуальная стажировка в условиях повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций: содержание и перспективы / Т. В. Атякшева // Методист – 2017 – №7. - 63–67.
    Рассматривается актуальность электронного обучения, раскрываются возможности, содержание и перспективы использования виртуальной стажировки воспитателей ДОО.
  2. Хижнякова, О. Н. Управление введением профессиональных стандартов в образовательной организации дополнительного профессионального образования / О. Н. Хижнякова, А. А. Дробот // Методист. – №9. – 2017. – С.2 – 11.
    Представлен опыт работы Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки по внедрению профессиональных стандартов. Дана характеристика деятельности по созданию нормативно – правовых, организационно – управленческих, информационно – методических, финансово – экономических, материально – технических условий реализации профессиональных стандартов.
  3. Малеванов, Е. Ю. ДППО в современной России: на пути к единому образовательному пространству / Е. Ю. Малеванов // Вестник образования. - 2017 -№ 19.- С. 5 -12.
    Дается характеристика проблем и современного состояния системы дополнительного профессионального педагогического образования России.
  4. Российской системе дополнительного профессионального педагогического образования – 90 лет // Вестник образования. - 2017 - № 19.- С. 13-20.
    История становления системы дополнительного профессионального педагогического образования в России.
  5. Золотарева, А.В. Ярославская региональная система дополнительного профессионального образования: точки роста / А.В. Золотарева, А.В. Репина // Вестник образования. - 2017 -№ 19.- С. 22-28.
  6. Костенко, М.А. АКИПКРО: сохраняя традиции, умножая инновации / М.А. Костенко // Вестник образования. – 2017. - № 19.- С. 29 -37.
    История и современное состояние Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования.
  7. Блинова, Е.Р. Сетевой инновационный проект как инструмент профессионального развития педагога и модернизации региональной системы образования / Е.Р. Блинова // Вестник образования. - 2017 - № 19.- С. 43-46.
  8. Кузнецова, Т.С. Подходы к проектированию региональной модели поддержки и развития профессиональных педагогических сообществ работников сферы образования Санкт­Петербурга / Т.С. Кузнецова // Вестник образования. - 2017 - № 19.- С.58-73.
    Дается характеристика различным профессиональным сообществам педагогических работников. Рассматривается организация деятельности методической службы Санкт-Петербурга посредством профессиональных педагогических сообществ. Представлен проект региональной модели профессионально-педагогического сообщества Санкт-Петербурга.

Результаты ЕГЭ как основа аналитической деятельности педагога

ЕГЭ – инвариантная процедура оценки качества выпускников средней школы. Результаты этой оценочной процедуры отличаются наибольшей объективностью и могут быть использованы как основа для анализа достижений и затруднений обучающихся, освоения содержания образования и сформированности предметных умений.

Третий и четвертый номера 2017 г. журнала «Педагогические измерения» содержат методические рекомендации по 11 учебным предметам, которые подготовлены научными сотрудниками Федерального института педагогических измерений на основе многоаспектного анализа результатов Единого государственного экзамена 2017 г.

Основной акцент аналитических материалов текущего года – особенности выполнения экзаменационной работы выпускниками с различным уровнем подготовки. С этого года введена единая система групп с различным уровнем подготовки, базирующаяся на результатах экзамена в стобалльной шкале. Выделяются четыре группы: группа 1 – не достигшие минимальной границы, группа 2 – набравшие баллы в диапазоне от минимальной границы до 60 баллов, группа 3 – от 61 до 80 баллов и группа 4 – высокобалльники с диапазоном от 81 до 100 баллов. В методических материалах ФИПИ по всем предметам проводится обобщенный анализ для каждой из этих групп, выделяются наиболее яркие достижения, фиксируются наиболее типичные дефициты в учебной подготовке.

Ниже представлен перечень методических рекомендаций для учителей:

  • Решетникова О.А. Основные направления анализа и интерпретации результатов оценочных процедур.
  • Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по русскому языку.
  • Зинин С.А., Новикова Л.В., Гороховская Л.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по литературе.
  • Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории.
  • Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию.
  • Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по иностранному языку.
  • Демидова М.Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по физике.
  • Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по биологии.
  • Добротин Д.Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по химии.
  • Барабанов В.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по географии.
  • Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по информатике и ИКТ.
  • Ященко И.В., Семенов А.В., Высоцкий И.Р. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по математике.

         Указанные методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ не только опубликованы в журнале «Педагогические измерения», но и размещены на сайте ФИПИ


аа