Издания ГБУ ДПО РЦОКИО

Категории изданий

Все

Данный раздел представлен учебно-методическими, инструктивно-методическими пособиями, экспертными, аналитическими и иными материалами, издаваемыми в ГБУ ДПО РЦОКИО по направлениям оценки качества и информатизации образования, информационной безопасности, организации дополнительного профессионального образования работников образования.

Авторами являются как специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО, так и представители научно-профессионального сообщества Челябинской области, в том числе представители органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательных организаций высшего, общего и дополнительного образования. 

Поиск издания
Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) : (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. №03-02/11974)
Концепция региональной модели оценки качества общего образования выступает идейным и логическим продолжением Концепции региональной системы оценки качества образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.11.2016 г. № 01/3525. Предлагаемая модель оценки качества общего образования в Челябинской области основывается на положении о том, что развитие региональных механизмов оценки качества общего образования в Челябинской области должно осуществляться в соответствии с действующими нормативными требованиями: к качеству общего образования на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования; к качеству образования детей с интеллектуальными нарушениями, а также – к качеству дополнительного образования.
Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования
В методических рекомендациях представлен алгоритм моделирования муниципальной системы оценки качества общего образования: от описания нормативных и научно-методических оснований её функционирования до представления целей, содержания, процедур и организационных условий разработки и внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования. Пособие предназначено для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организующих деятельность по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования. Материалы могут быть использованы руководителями образовательных организаций при совершенствовании внутренних систем оценки качества образования.
Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций
В методических рекомендациях актуализирована задача совершенствования внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО) в условиях внедрения региональной модели оценки качества общего образования. Представлен алгоритм проектно-целевого управления при обновлении ВСОКО. В рекомендациях определены цель, задачи, направления совершенствования ВСОКО, описаны особенности содержания, механизмов и оценочных процедур, а также даны рекомендации по оптимизации организационной структуры. Материалы составлены в вопросно-ответной форме, что делает более удобной работу с ними. Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих деятельность по совершенствованию ВСОКО. Материалы могут быть использованы специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных методических служб для научно-методического сопровождения функционирования ВСОКО.
Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики
Пособие представляет методику проведения в Челябинской области мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО), по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики. В методике определена область применения, обоснован выбор объектов мониторинга, цель, принципы, этапы и периодичность проведения, а также критерии и параметры мониторинга, его результаты. Методика описывает порядок проведения мониторинга и способы расчетов, полученных данных, содержит порядок предоставления результатов, включая формы отчетов. В пособии даны варианты управленческих решений по результатам мониторинга для всех уровней управления образованием региона. Нормативная и методологическая обоснованность методики, наличие в ней системы расчетов дают возможность ее применения для оценки эффективности МОУО в различных субъектах Российской Федерации. Пособие предназначено для специалистов органов управления образованием регионального и муниципального уровней, специалистов организаций – региональных координаторов, осуществляющих оценку деятельности МОУО по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики. Методика представляет интерес для практических работников системы образования в качестве инструмента эффективного управления качеством образования.
Методические рекомендации по разработке инструментария оценки результатов профессиональной деятельности аттестуемых педагогов и по подготовке экспертных заключений по итогам аттестации (для экспертов, участвующих в аттестации педагогических работников)
В методических рекомендациях изложены методические, технологические и организационные подходы к разработке и использованию инструментария для оценки профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций. Предложены диагностические инструменты, которые позволят экспертам получить наиболее полную картину, отражающую как результативность деятельности аттестуемого педагога, так и аспекты его профессионального развития. Методические рекомендации адресованы педагогическим и руководящим работникам системы образования, которые выполняют функции специалистов, осуществляющих всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников в рамках проведения аттестации.
Концепция обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов
В концепции изложены научно обоснованные подходы к обновлению содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории, определены основания для совершенствования процедур ее проведения в условиях применения профессиональных стандартов, а также возможные направления совершенствования. Предложенные положения концепции соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и нормативно-правовым документам, регламентирующих порядок проведения аттестации, основываются на утвержденных профессиональных стандартах педагога, педагога дополнительного образования (детей) и педагога-психолога. Концепция адресована педагогическим и руководящим работникам системы образования, заинтересованных не только в обновлении содержательных аспектов аттестации педагогических работников, но и в обеспечении сбора систематизированной информации о результатах профессиональной деятельности педагога и организации проведения независимой оценки качества данных результатов участниками образовательных отношений.
Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по формированию и реализации внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей непрерывный мониторинг уровня профессиональной деятельности педагогов, претендующих на первую и высшую квалификационные категории
Предметом рассмотрения методических рекомендаций является научно-методическое обоснование получения объективной информации о профессиональной деятельности педагогов с целью проведения аттестации для установления педагогическим работникам первой и высшей квалификационной категории. Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных организаций для обеспечения непрерывного мониторинга уровня профессиональной деятельности педагогов по средствам внутренней системы оценки качества образования.
Информационная система программно-технического комплекса аттестации педагогических работников: сборник инструкций пользователей
Сборник включает инструкции для нескольких категорий, в том числе педагогический работник; специалист образовательной организации, отвечающий за кадровое делопроизводство; специалист образовательной организации, отвечающий за организацию и проведение аттестации педагогических работников; специалист, осуществляющий всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников.
Функционирование автоматизированной информационной системы «Образование Челябинской области»: учебно-методическое пособие по использованию модуля «Конструктор отчетов»
В учебно-методическом пособии представлена технология создания отчетов с использованием модуля «Конструктор отчетов» в АИС «Образование Челябинской области». Авторами пособия предложены модельные отчеты, содержащие информацию по обучающимся и сотрудникам, для образовательных организаций и для муниципальных органов управления образованием. Пособие предназначено для руководящих и педагогических работников образовательных организаций и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Обеспечение функционирования информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных услуг в сфере образования в электронном виде: методические рекомендации для образовательных организаций по актуальным вопросам управления функционированием автоматизированной информационной системы «Образование Челябинской области»
В методических рекомендациях представлены технологические аспекты регламентации процедуры перехода на ведение электронных журналов в образовательных организациях. Авторами в пособии предложены модельные документы, регламентирующие процедуру перехода на электронный журнал для общеобразовательной организации и для организации дополнительного образования. Пособие предназначено для руководителей общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования с целью совершенствования управленческих компетенций по планированию и организации работы образовательной организации по данному направлению.
Как использовать результаты внутрирегиональных процедур оценки качества образования в управлении качеством образования в общеобразовательной организации: методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по интерпретации результатов процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования
В методических рекомендациях представлены ответы на актуальные для общеобразовательных организаций вопросы об интерпретации результатов процедуроценки качества образовательных результатов. В материалах сформулировано понятие «интерпретация результатов процедур оценки качества образования», определено место интерпретации во внутренней системе оценки качества образования, проанализирован управленческий потенциал внешних оценочных процедур, даны рекомендации по технологии интерпретации результатов внутрирегиональных (включая федеральные) процедур оценки качества образования (НИКО, ВПР, РИКО, ОГЭ, ЕГЭ). Методические рекомендации предназначены для руководителей общеобразовательных организаций и призваны помочь им при совершенствовании внутренних систем оценки качества образования, а также в принятии эффективных решений для управления качеством образования. Методические рекомендации представляют практический интерес для педагогов, совершенствующих профессиональные компетентности при осуществлении аналитической и оценочной деятельности.
Оценка качества образовательных результатов: порядок проведения оценочных процедур: методические рекомендации для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, осуществляющих проведение процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования
В методических рекомендациях представлены общие подходы к осуществлению порядка проведения процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования. Определены нормативные и теоретические основания проведения различных оценочных процедур, охарактеризованы единые требования к организационному, информационному, методическому и техническому обеспечению оценочных процедур на всех уровнях сопровождения: от регионального и муниципального до институционального уровня и уровня конкретного исполнителя. В рекомендациях дано описание единых требований к соблюдению конфиденциальности информации и порядку внешнего наблюдения при проведении оценочных процедур. Особое внимание уделено планированию проведения комплекса оценочных процедур как организационного механизма оценки качества общего образования. Использование методических материалов позволит специалистам в сфере образования оптимально использовать ресурсы для реализации полномочий при проведении процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования.
Оценка качества образовательных результатов: технология разработки контрольных измерительных материалов: методические рекомендации по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения региональных оценочных процедур для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций
В методических рекомендациях рассмотрены общие подходы к формированию инструментария для оценочных процедур в системе оценки качества общего образования. Определены нормативные и теоретические основания, представлено описание единой структуры и порядка разработки контрольных измерительных материалов. В рекомендациях рассмотрены подходы к отбору заданий и конструированию диагностической работы, предложены варианты управленческих решений при использовании инструментария в соответствии с целями оценивания. Методические рекомендации могут быть использованы экспертами в сфере образования, представителями профессиональных объединений педагогов, руководителями и педагогическими работниками общеобразовательных организаций при разработке контрольных измерительных материалов для проведения процедур оценки качества образовательных результатов в рамках региональных, муниципальных и внутренних систем оценки качества образования.
Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. II межрегиональная научно-практическая конференция (30 ноября – 01 декабря 2017 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции
В сборник II межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования» включено 39 статей, отражающих эффективные практики развития региональных, муниципальных и внутренних систем оценки качества образования. Статьи посвящены вопросам регионального управления совершенствованием систем оценки качества образования: использованию потенциала проектного управления межмуниципальным взаимодействием; комплексного сопровождения совершенствования региональной системы оценки качества образования. Большая часть статей представляет практический опыт муниципалитетов и образовательных организаций по: совершенствованию систем оценки качества образования; обеспечению процедуры аттестации педагогических работников; использованию потенциала информационных систем в управлении качеством образования; психолого-педагогическому сопровождению оценочных процедур. Авторами статей сборника выступают специалисты органов управления образованием, научные и педагогические работники системы образования Челябинской области и других регионов Российской Федерации.
Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования. III межрегиональная научно-практическая конференция (27 ноября 2018 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции
В сборник III межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования» включено 28 статей. В первый раздел сборника вошли статьи, посвященные вопросам результативности региональной политики в сфере оценки качества образования. Второй раздел составили статьи, отражающие эффективные практики совершенствования внутренних систем оценки качества образования. Авторами статей сборника выступают специалисты органов управления образованием, научные и педагогические работники системы образования Челябинской области и других регионов Российской Федерации. Статьи представлены в авторской редакции.
Совершенствование профессионально значимых компетентностей педагога – участника проведения государственной итоговой аттестации обучающихся: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (для педагогических и руководящих работников образовательных организаций, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации предназначена для педагогических и руководящих работников образовательных организаций, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования. Целью программы является оказание методической поддержки педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций в совершенствовании их профессионально значимых компетентностей, необходимых в деятельности по подготовке, организации, проведении, оценке и анализе результатов государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам общего образования.
Обеспечение информационной безопасности организации: дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) для руководителей и педагогических работников образовательных организаций, руководителей и специалистов органов управления образования, осуществляющих управление в сфере образования, специалистов МОУО, претендующих на участие в процедурах и мероприятиях в сфере государственной регламентации образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) предназначена для руководителей и педагогических работников образовательных организаций, руководителей и специалистов органов управления образования, осуществляющих управление в сфере образования, специалистов МОУО, претендующих на участие в процедурах и мероприятиях в сфере государственной регламентации образовательной деятельности. Целью программы является оказание содействия в формировании компетентности слушателей по вопросам обеспечения информационной безопасности организации.
Обеспечение безопасности информации в образовательной организации: дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) предназначена для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Целью программы является оказание содействия в формировании компетентности слушателей по вопросам обеспечения информационной безопасности в образовательной организации.
Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области : (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016)
Концепция разработана с целью применения совокупности изменившихся требований государства и запросов общества к функционирующей системе оценки качества образования в части совершенствования ее структуры, содержания, механизмов и процедур, а также обеспечения эффективного управления образовательной системой региона по результатам анализа полученных данных. Концепция определяет: методологические основания совершенствования региональной системы оценки качества образования, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи РСОКО, ее объекты и содержание. Концепция включает также описание используемых в образовательной системе Челябинской области механизмов и процедур оценки качества образования, организационную структуру управления РСОКО. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты реализации РСОКО и направления управленческих решений по результатам мероприятий РСОКО на всех уровнях принятия решений.